Выпускник современной школы должен быть разносторонне развитой личностью. Под этим подразумевается и владение иностранным языком. В последнее время приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку как средству общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества. Ее высокий уровень приводит к увеличению интеллектуального и нравственного потенциала общества, так как открывает доступ к общечеловеческим ценностям мировой культуры. Каждый человек, владеющий иностранным языком, вырастая взрослым, увеличивает культурный потенциал страны, ее экономическое могущество и усиливает политическую стабильность.
Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами. При обучении школьников осуществляется воспитание важнейших моральных качеств в личности: патриотизма и гуманизма. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений. При этом осуществляется так же и трудовое воспитание в широком смысле этого слова, т.е. формируются навыки интеллектуального труда.
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дается следующее определение слова «воспитание»: «это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [1, с. 98]. Таким образом, видно, что школа имеет самое прямое отношение к этому определению. Требования современного обучения вынуждают менять цель обучения, на первый план наряду с развивающей функцией выдвигается и воспитательная, которая в большей степени обеспечивает становление личности обучаемого, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности.
Обучение иностранным языкам способствует формированию индивидуальных наклонностей, развитию природных задатков, культуры чувств, способностей. На всех этапах обучения иностранному языку поощряются любознательность, инициатива, самостоятельность, усваиваются принятые в обществе социокультурные правила и нравственные нормы, осуществляется накапливание учебного материала для дальнейшего его использования в жизни. По мнению академика Л. В. Щербы, при правильной постановке преподавания иностранный язык развивает логическое мышление, совершенствует уже сложившиеся мыслительные операции и формирует умение строить высказывание.
Мой личный опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что успешность воспитательного процесса зависит от нескольких факторов, главными из которых являются:
1) содержание используемых материалов;
2) методическая система обучения;
3) личность учителя и его стиль поведения.
В современном школьном образовании значительное внимание акцентируется на содержание учебников. Материалы учебников последних лет предоставляют возможность ученику переосмыслить взгляды на свою жизнь, свое отношение к другим. Значимость иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что в ходе обучения иностранному языку рассматриваются разговорные темы, затрагивающие разные аспекты жизнедеятельности человека.
Гуманистическое воспитание… В моем понимании – это овладение теми качествами, когда ученик проявляет чуткое внимание к окружающим, сочувствие и человечность, с пониманием относится к трудностям родных и знакомых. Однако их развитие произойдет только при условии специальной организации, специального формирования гуманистических качеств в процессе обучения и воспитания.
Современный процесс обучения формирует у ученика широкий взгляд на мир, что вносит существенный вклад в повышение гуманистического содержания образования. Чтение иностранной литературы и поэзия – одни из основных способов воспитания на уроках иностранного языка. Классические литературные образы несут в себе огромный гуманистический потенциал: они являются средоточием нравственного, гуманного и эстетического опыта поколений. Основополагающим является содержание читаемого материала и отбор его для чтения, что способствует развитию познавательной деятельности учащихся для наибольшего воспитательного значения. Интересная беседа о прочитанном – вот основной момент, на который обращает внимание учитель иностранного языка.
Учебник английского языка Ваулиной Ю.Е., Подоляко О. Е., Дули Дженни «Spotlight» для 9 класса [4] начинается с темы «Celebrations!». Ученики знакомятся с праздниками, которые отмечают в разных странах мира. историей возникновения этих праздников и интересными традициями. В ходе изучения темы учащиеся изучают много новой лексики по теме «Праздники и традиции». Я очень благодарна авторам этого учебника, что они с самого начала дают такой стимул не только для изучения английского языка, но и повод узнавать новую информацию о разных странах мира.
Эффективность текста зависит главным образом от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности. Ученики активно обсуждают прочитанное, высказывают свое отношение к прочитанному, отрабатывают новую лексику. Высказывание своего отношения к предмету общения, по сути, является проявлением личности, которое стимулирует развитие общих речевых способностей. Именно эта личностная заострённость и является тем каналом, через который осуществляется воспитательное воздействие иностранного языка.
Почти во всех учебниках английского языка разных авторов, по которым мне приходилось работать, затронута тема взаимоотношений между детьми и родителями. Казалось бы, вечная тема отцов и детей, но эти тексты подаются так интересно, что ученики, особенно постарше, знакомятся и читают их с большим увлечением. Они учатся жизни, взаимоотношениям и взаимоуважению.
Тема искусства также играет большую роль в гуманистическом воспитании будущего поколения. На одном из уроков в 9 классе по учебнику «Spotlight» Ваулиной Ю.Е., Подоляко О. Е., Дули Дженни [4] речь шла об английских художниках и их картинах. Кому-то показалось, что пейзаж на одной картине напоминает природу в лесу, расположенным неподалеку от нашей школы. Пошли споры и обсуждения, вследствие чего мы организовали онлайн экскурсию в художественную галерею. Не скрою, не все ученики были знакомы с картинами художников, и не разбирались в стилях живописи. На уроке мы поговорили о различных стилях живописи и познакомились с картинами самых известных художников.
Нужно полагать, что при использовании всех тех возможностей, который дает нам предмет иностранного языка, мы сумеем развить у учеников чувство прекрасного, сформировать их художественные вкусы; сумеем научить, ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство родной природы, тем самым благотворно влияя на развитие и формирование эстетической культуры школьников, на их художественное образование.
В самом начале изучения английского языка во втором классе младшие школьники знакомятся с названиями животных. Животное – это вообще замечательный повод для гуманистического воспитания ребенка. Недаром психологи рекомендуют держать дома животных, потому что ребенок учится любить братьев наших меньших, жалеть беззащитных животных, ухаживать и заботиться о них. Слово «гуманный» обозначает «направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый» [1, с. 149]. А человеколюбие начинается именно с любви к животным. Эти качества в ребенке при правильном воспитании в семье и школе сохраняются у него на всю жизнь. Возвращаясь к теме о животных, хочется сказать, что школьники с удовольствием рассказывают о своих питомцах, что их любимцы умеют и не умеют делать, описывают их, говорят, как они заботятся о них. Любовь к животным, заложенная в детстве − вот одна из основ гуманистического воспитания, когда человек отодвигает свои поступки на второй план в угоду защиты другого. Такой человек не способен на плохие поступки и в любых условиях сохраняет подлинную человечность.
В заключение хотелось бы отметить, что многое в гуманистическом воспитании школьников зависит от личности учителя, в том числе и психологический климат на уроке, который требуется для осуществления общения на иностранном языке. Учитель должен в совершенстве владеть механизмом проведения занятия, быть методически грамотным и придерживаться современных подходов в обучении иностранному языку, а вместе с тем и к воспитанию, быть гибким и чутким по отношению к каждому ученику. Именно учитель является примером, которому подражают и которому следуют обучаемые, от его личностных качеств, готовности к сотрудничеству зависит успешность как образовательного, так и воспитательного процессов в современной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Российская академия наук, 2000. – 542 с.
2. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранному языку / Г. В. Рогова, Б. Е. Сахарова. – М. : Просвещение, 1999. – 427 с.
3. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. − М.: Прогресс, 1994. – 381 с.
4. Ваулина Ю.Е., Подоляко О. Е., Дули Дженни. Английский в фокусе. Spotlight. ‒ М. : Просвещение, 2023. – 223 с.
5.
Сведения об авторе:
Ефанова Олеся Константиновна – учитель английского языка НЧУОШ «ЮНЭК» г. Балашиха