Перед каникулами каждый учитель начальной школы и каждый преподаватель средней и старшей школы предлагает ребятам список литературы для чтения летом.
Чем полезно внеклассное чтение летом?
Необходимо ли летом читать? Давайте разберемся.
Современные дети большую часть времени проводят у компьютеров и телефонов.
Книга — способ оторвать их от экранов хоть ненадолго и заменить пустое ничегонеделание полезным занятием.
Чтение не позволяет мозгу расслабиться, постоянно поддерживая его в тонусе. Это значит, что вернуться к учебе в сентябре будет проще.
Летом у ребят эмоционально очень насыщенно. Художественная литература позволяет разгрузить сознание, расслабляет.
У некоторых учащихся низкая скорость чтения. Это создает большие проблемы, так как в средней и старшей школе ребята должны будут осваивать огромное количество информации за короткие промежутки времени. Таким образом, чем больше ребенок читает, тем выше его техника.
Знакомство с книгами развивает память. Ведь столько всего необходимо запомнить, чтобы уследить за сюжетными линиями! Это еще один бонус в копилку пользы чтения.
Вот некоторые причины, почему чтение важно для детей:
Чтение – это процесс познания действительности. Благодаря книгам дети узнают природные и социальные особенности окружающего мира. Изучение художественных произведений способствует развитию когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Книга обладает ценностным потенциалом для развития личности маленького человека. Художественное произведение обогащает читателя жизненным опытом, формирует систему ценностных ориентаций
через характеры и поступки героев.
Современные дети ощущают дефицит «живого» общения в условиях цифровизации общества.
В этой ситуации потребность в чтении становится особенно актуальной. У маленького читателя
появляется возможность узнать, выбрать интересных для него потенциальных собеседников — сначала
конкретные книги, а затем авторов литературных Вот самые очевидные плюсы внеклассного чтения,
которые не позволяют сбросить его со счетов и позволить своим отпрыскам с утра до вечера сидеть в онлайн стрелялках. Да только понимание пользы ещё не значит, что будет легко.
Как убедить детей читать?
Помимо бартерной системы, то есть «прочитал десять страниц — получил конфетку»,
существуют и другие способы заинтересовать школьников.
1. Получив список от учителя, вовсе не обязательно ему следовать, о чём многие преподаватели предупреждают сразу: список носит рекомендательный характер. Родители имеют возможность переубедить мальчиков и девочек, уверенных в том, что литература — это скучно,
предлагая их вниманию разнообразные произведения, в том числе современные. У ребят будет больше времени, чем зимой,
чтобы экспериментировать и вникать в истории. А значит, есть шанс, что им в итоге понравится.
2. С детьми младших классов можно попробовать читать вместе, как в детстве, обсуждая всё интересное, отвечая на вопросы,
разглядывая картинки. Совестный досуг может сформировать рефлекс «чтение — приятно».
3. Детям постарше после прочтения стоит предложить посмотреть фильм или сериал по мотивам, чтобы сравнить
две версии и высказать своё мнение.
4. Можно предложить устроить соревнование с другом, что идеально подойдёт для учеников средней школы.
Кто прочитает больше? Кто быстрее? Победителю — приз!
5. Существуют тематические парки, аттракционы и прочие интересности, в основу которых легли литературные произведения.
Почему бы не сводить ребенка или подростка туда, если что-то подобное есть в городе?
6. Компьютерные игры по книгам тоже не редкость. Этот вариант неидеален, но лучше, чем ничего.
Узнать историю целиком, а потом почувствовать себя на месте героя — довольно любопытное приключение.
7. Читайте сами как можно больше, да так, чтобы дочки и сыночки это видели. Не забывайте рассказывать о своих любимых сюжетах, обсуждайте прочитанное за ужином с другими взрослыми.
Чем живее дискуссия, тем лучше. Приводите примеры того, как книжная история помогла вам в жизни.
К сожалению, нет единого гарантированного рецепта, который поможет родителям уговорить детей отправиться
в странствие по литературным мирам. Но стоит попробовать все варианты, дабы так или иначе убедить их в том,
что книга – это лучшее, что придумало человечество.
Т.В. Хомутова,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории