Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 143988 , г. Балашиха , мкр.Павлино , д.1 , корп.2
  • +7 (910) 430-99-35, +7 (495) 785-73-86

Новости

Театральный «ЮНЭК»-I

Театральный «ЮНЭК»-I Театральный «ЮНЭК»-I Театральный «ЮНЭК»-I Театральный «ЮНЭК»-I Театральный «ЮНЭК»-I Театральный «ЮНЭК»-I

25 июня 2024 03:06

Количество просмотров: 85


   Театральный «ЮНЭК»-I

 

Автор: Архипова Жанна Сергеевна

(учитель русского языка и литературы)

Организация: Негосударственное частное учреждение

общеобразовательная школа «ЮНЭК»

Населённый пункт: Московская область

город Балашиха

I. Введение:

       Театр-это магия, которая завораживает каждого зрителя, и начинается он, как известно, с вешалки. Вспомните ваши походы в храм Мельпомены. Это, действительно, магия и загадка: что там, за дверью, нас ждёт? Школьный театр немного другой, но у нас он тоже начинается традиционно: с театральной афиши и билетов - приглашений на просмотр постановки.

       Мир театральных постановок интересен и разнообразен. Чаще всего спектакли посвящены писателям - юбилярам. Ежегодно в школе проходит не менее пяти премьер. Участники - разновозрастные дети, зависит от произведения, но стараемся привлечь максимальное количество ребят (пусть это будут не главные роли, а исполнение песен и танцев, без которых у нас не обходится практически ни один спектакль).

     Помним! Должно быть интересно всем ученикам с первого по одиннадцатый класс!

      Каждая постановка что - то вносит в детские сердца не только актёров, но и зрителей. Обязательно должно произойти единение душ и сердец. И конечно же, не забываем: духовное и нравственное воспитание строится на умении сопереживать, любить, поддерживать и сострадать - это важно, поэтому сценарий пишется, учитывая воспитательные моменты, а сюжетная линия строится таким образом, что она доступна для понимания всех присутствующих.

 

Как происходит выбор произведения для постановки на школьной сцене?

 

     Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что все наши постановки – это школьная программа по литературе. Следовательно, произведение изучено на уроках литературы или уроках по внеклассному чтению, допускается и просмотр фильмов, отдельных значимых сюжетов…

 

1. Писатель-юбиляр или произведение – юбиляр, календарный праздник или дата, посвящённая какому-либо событию. Накануне летних каникул можно ознакомиться со значимыми датами следующего учебного года . Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов ежегодно утверждает

КАЛЕНДАРЬ образовательных событий, приуроченных

к государственным и национальным праздникам Российской Федерации,

памятным датам и событиям российской истории и культуры.

2. Выбираем произведение, которое соответствует событию; обязательно дополняем, если это возможно, танцевальным и песенным сопровождением.

3. Обдумываем главные роли, учитываем, в первую очередь, возможности и способности учеников, умение вжиться в роль (да-да, вжиться - есть и такие таланты в школе).

4. Далее продумываем роли второго плана. Здесь, мы заметили, удачно можно «вживить в роль» учеников по принципу «дружбы».

5. Подбор песенного и танцевального репертуара (обязательно обсуждается совместно с педагогами по музыке, вокалу, танцам)

II.Сценарий литературно- музыкальной композиции

«А зори здесь тихие…тихие...» по повести Бориса Васильева. (К 100- летию со дня рождения писателя).

 


Действующие лица:



Старшина Васков Федот Евграфыч    Галя Четвертак,

Майор                                                     Соня Гурвич.

Мария Никифоровна                             1 чтец

Зенитчицы:                                             2 чтец

Рита Осянина,                                       3 чтец

Женя Комелькова,                                  4 чтец

Лиза Бричкина,                                       5 чтец

 

Песня «Священная война» (исполняет хор мальчиков 5-8 класс)

(далее идёт аудиозапись): Повесть, основана на реальных событиях о судьбах пяти зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. Шел май сорок второго года… Война по - своему распоряжается человеческими жизнями и судьбами людей. Старшина Васков после ранения был назначен комендантом 171-го разъезда. Трижды в день он обходил объект и делал в тетради одну и ту же запись: объект осмотрен, нарушений нет. Спокойно служилось старшине Васкову до тех пор, пока для охраны объекта на разъезд не прибыли зенитчицы – стайка шумных девчонок, которые ночами азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки… А зори здесь были тихиt-тихиt. Но шла война…

Сцена 1:

Майор: Ну, где я тебе зенитчиков возьму! Васков? Тебе ситуация неизвестна? В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, немцы налеты прекратил, но кружат ежедневно над разъездом, и потому командование держит здесь две зенитки.

Васков: так точно…ситуация известна, товарищ майор.

Майор: Так точно ему. А что ты мне рапорты как из пулемета строчишь?! Где я тебе людей возьму?! Совсем разомлел тут от безделья! На западе, на востоке немцы день и ночь бомбят; на севере грыземся за морские пути; на юге блокированный Ленинград. Что тебе надо, Васков?! Да у тебя здесь курорт!

Васков: Так точно, товарищ майор, курорт! Тишина и безделье.

Майор (ударив по столу, вскакивает): Не комендант, а писатель какой-то! Пишешь и пишешь…

Васков: Шлите непьющих…

Майор: Ладно, Васков. Будут тебе непьющие…

Сцена 2.

Мария Никифорова (расстилает скатерть, ставит чашки): Три дня прошло. Не пришлют никого.

Васков: Два отделения - это же почти двадцать человек непьющих надо. Фронт перетряси, и то – сомневаюсь, что найдут… (звук подъезжающей и тормозящей машины).

Мария Никифоровна: Батюшки, приехали!

Васков: Вот и дождались.

Мария Никифоровна: (зло): Прибыли, еще как прибыли, зенитчики.

Васков (поправляет ремень): С командиром?

Мария Никифоровна: Не похоже, Федот Евграфыч, не видать командира.

Васков: Ну и слава Богу.

Мария Никифоровна: (улыбается): Погодите радоваться, Федот Евграфыч.

Васков: Верно. Радоваться после войны будем, когда фрицев перебьём. Пойдём встречать.

Сцена 3. Девушки входят (под песню «Катюша», исполняет вокальная группа школы)

Васков: Здравия желаю, това- ри-щи…(растерянно)

Осянина: Смирно!

Васков: (садится на стул, снимает фуражку, вытирает лоб)... Нашли, значит, непьющих.

Осянина: Товарищ старшина, первое отделение третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыло в ваше распоряжение. Докладывает сержант Осянина.

Васков (медленно встаёт, надевает фуражку): Та-ак. Слушай мою команду. Из расположения без моего приказа ни ногой. Ваша задача: ночью обстреливать вражеские самолеты. Вопросы есть?

Соня: А когда подъем?

Галя: А где проживать будем?

Лиза: А где тут речка?

Женя: А можно искупаться сбегать пока?

Лиза: А как тут с едой?

Галя: А что тут с почтой?

Соня: А где можно теплую одежду взять?

Васков: Отставить кудахтанье! По всем вопросам обращаться лично ко мне.

Женя: Прямо по всем, товарищ старшина?

Васков: Отставить! По всем вопросам ко мне… или… к Марии Никифоровне. Разойдись! (Васков наливает себе стакан воды, пьёт, садится, снимает фуражку и вытирает лоб).

Мария Никифоровна: Крепись, Федот Евграфыч. Все зачтется.

Васков: Да ну вас… бабы. (уходит)

Сцена 4. (Девушки - зенитчицы исполняют песню «На позиции девушка провожала бойца»+Танец с белыми платками исполняют ученицы 6 класса)

Галя Четвертак (садится на бревно): Ой девочки, а кто кем хотел быть, если б не война? Я вот всегда хотела быть артисткой! А мама у меня врач, лучший врач! Но я вот всегда мечтала петь и танцевать! (вскакивает) Я могу! Показать?

Соня и Лиза: Нет!

Галя: А еще я всегда знала, что выйду замуж за красавца-лейтенанта!

Соня: Ну и как? вышла?

Галя: Не успела! Война! А так познакомилась бы с каким-нибудь и точно вышла!

Рита (садится рядом с Галей): А я как сейчас помню школьный вечер - встречу с героями-пограничниками. Лейтенант Осянин шагает рядом по деревянным тротуарам нашего городка. Один раз станцевали, потом пошел меня провожать. Он уехал на заставу и каждую субботу писал короткое письмо. А я каждое воскресенье отвечала длинным. В июне он приехал в городок всего на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпуска больше не будет и надо немедленно пойти в загс. Самая первая замуж выскочила в классе я! Такая важная была! Да еще и за красного командира! Через год родила мальчика, назвали его Альбертом, Аликом, а еще через год началась война.

Женя: А дальше что?

Рита: Погиб, погиб на второй день войны. Я еще в мае отправила Алика к родителям, а сама теперь здесь. Ну а ты?

Женя(садится рядом): А что я. А я совсем одна. Всю мою семью… Всех из пулемета уложили.

Соня: Обстрел?

Женя: Расстрел. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела, все видела.

Сцена 5. (звучит тревожная музыка).

Рита (вбегает): Товарищ старшина! Товарищ старшина!

Васков: Что?

Рита: Немцы в лесу!

Васков: Стройте людей!

Рита: Отряд! Стройсь!

Васков: Командуйте, Осянина, кто пойдет.

Осянина: Рита. Женя, Галя, Лиза….

Васков: Погодите, Осянина! Немцев идем ловить, а не рыбу! Так хоть чтоб стрелять умели…

Рита: Умеют.

Васков: Может немецкий кто знает?

Соня: Я знаю.

Васков: Кто я? Доложите по форме!

Соня: Боец Гурвич!

Васков. Как по-ихнему “руки вверх”?

Соня: Хенде хох!

Васков: Точно! Идем на двое суток. С собой: сухой паек, патроны, обуться по-человечески. На всё – десять минут. Разойдись! (Васков и Рита над картой, рассматривают вместе). Значит, на этой дороге встретила? Тюки, говоришь, у них?

Рита: Тяжелые и аккуратно упакованы.

Васков: Мыслю я, взрывчатку они несли на Кировскую железную дорогу.

Рита. Далековато.

Васков: Зато лесами. А леса здесь погибельные.

Васков (осматривая девчат): Противника не бойтесь. Ходить только вдвоем.

Васков: Кто по-звериному или там, по-птичьему кричать умеет? В лесу сигналы голосом не подашь.

Соня: Я умею, по - ослиному, иа - иа.

Васков: Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки. (Крякает) Так селезень утку подзывает. Ну-ка, попробуйте.(Девушки крякают).

Васков (подходит к карте): Идем на Вопь озеро. Глядите сюда. (Девушки столпились у карты) Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем - к обеду придем. И подготовиться успеем. Все понятно, товарищи бойцы?

Девушки: (серьезно) Понятно.

Васков: Младшему сержанту Осяниной проверить припас и готовность. Через пятнадцать минут выступаем. (Уходят).

Сцена 6: (песня «Эх, дороги…», исполняет 4 класс)

(отряд выходит на поляну, рассаживается).

Васков. Ну, что, товарищи бойцы? Умаялись?

Лиза: Умаялись.

Четвертак (в носках): А кaк же я без обуви?

Женя: Растрепа ты, Галка! Надо было пальцы вверх поднимать, когда ногу из трясины вытаскивала.

Галя: Я поднимала, а он всё равно слез.

Васков: Отдыхайте (Девочки располагаются на сон. Васков уснул, как сидел. Осянина кладёт ему на плечо руку).

Васков: Что? Немцы?

Рита: Нет. Поспите, Федот Евграфыч.

Васков: Что ты, Осянина. Это так. Сморило меня (встаёт, подходит к Женьке, смотрит волосы).

Васков: Крашеные?

Женя: Свои. (Васков идет к Соне Гурвич).

Соня (открывает книгу и читает):

Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Васков (обращается к Лизе Бричкиной): Ты в голос не читай. ВвечЁру воздух сырой, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай, поглядывай, боец Гурвич

Васков: Откуда будешь, Бричкина?

Лиза: С Брянщины, товарищ старшина.

Васков: В колхозе работала?

Лиза: Работала. А больше отцу помогала, он у меня лесник.

Васков: Крякаешь ты хорошо. Ничего не заметила?

Бричкина: Тихо всё.

Васков: Ты все примечай! (игриво) Лизи, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета? (Васков идет к Гале Четвертак. Девушка дрожит и пытается согреться).

Васков: Ты чего скукожилась?

Галя: Холодно.

Васков (кладет руку на голову бойцу): Жар у тебя, чуешь? (Вытаскивает флягу, плеснул в кружку) Так примешь или разбавить?

Галя: А что это?

Васков: Микстура.

Галя: Ой, что вы!

Васков: Приказываю принять. Пей!

Галя (пьет): Голова у меня побежала.

Васков: Завтра догонишь (Накрывает ее шинелью). Отдыхай, товарищ боец. (Васков возвращается к Рите).

Рита: Может, зря сидим?

Васков. Может, и зря. Однако не думаю. Если ты фрицев с пеньками не спутала, конечно.

Рита: А может, они спят сейчас? (Васков хватает ее за рукав). Что?

Васков: Тише. Слышишь? (на экране видео, где кричат сороки и идут немцы) Сороки кричат, значит, идет кто-то, поднимай бойцов. (Все подходят к старшине. Смотрят на экран) Ну идите же, идите…( начинают считать выходящих из леса немецких солдат).

Галя: Три, пять, восемь…

Жен: Десять, двенадцать, четырнадцать…

Лиза: Пятнадцать …

Рита: Шестнадцать, товарищ старшина.

Васков: Бричкина, дорогу назад хорошо запомнила?

Лиза: Ага, товарищ старшина.

Васков: Доложишь обстановку. А мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.

Лиза: Ага, уже бегу.

Васков: Дуй, Лизавета Батьковна. (Лиза уходит, Васков, обращаясь к остальным) Стало быть, шестнадцать их. Шестнадцать автоматов – это сила. На помощь можно только к ночи рассчитывать.

Рита: Идут, товарищ старшина. (видео, идут немцы)

Васков: По местам, девоньки, только очень прошу – поберегитесь…(смотрит в сторону ушедшей Лизы) Добеги, девонька. А до ночи, ежели в бой ввяжемся, нам не продержаться, никак не продержаться, потому как у них 16 сильных огнестрельных автоматов.

Рита: Так что ж, смотреть, как они мимо пройдут?

Васков: Нельзя их тут пропустить, а дальше - ровное место, до железной дороги, моста, – рукой подать!

Женя: Тогда нам нужно что-нибудь придумать?

Рита: У меня план: будем находиться в разных местах, чтобы немцы не могли определить наши силы.

Васков: У нас сейчас всего 5 винтовок и пистолет. Профессиональный военный легко определит это. А если они поймут, что нас всего пятеро, окружат и ликвидируют.

Гурвич: Значит, нам нельзя открывать огонь!

Васков: Красавицы! Ежели в течение часа ничего не придумаете, будем действовать по-моему.

Женя: А если они лесорубов встретят? Что тогда?

Четвертак: А если поймут, что их заметили?

Васков: Тогда им придется окружным путем идти вдоль озера. Девчата, орлы вы у меня!

(аудиоголос) Трудно пришлось девушкам - зенитчицам. И всё-таки перехитрили они диверсантов, действительно поверили фашисты, что лесорубы валят лес… Но в бой все же вступить пришлось…

 

Сцена 7: (Звучит песня «Журавли», исполняет 5 класс +Танец с белыми платками исполняют ученицы 6 класса)).

(На сцену выходит Васков и 5 девушек- занитчиц в чёрных накидках. За каждой девушкой – зенитчицей встают 5 чтецов (ученицы 8 класса в белых блузках, чёрных юбках и с георгиевской лентой на груди), чтецы по очереди встают вперёд перед героинями рассказывают об их гибели и в это время видеоряд из фильма о каждой зенитчице– несколько секунд)

 

1 чтец: (видео) Первой погибла Лиза Бричкина. Болото… совсем немного до земли осталось. Огромный пузырь болотной тины неожиданно поднялся перед ней. Лиза испугалась и рванула в сторону. Всего чуть-чуть…- и нога потеряла опору. Тропа была где-то рядом – шаг, а может быть, полшага, но эти полшага теперь невозможно сделать. “Помогите! На помощь!..” Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным бездыханным болотом. Над деревьями медленно всплыло солнце, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня,.. завтрашнего дня,.. который для неё уже никогда не наступит..

2 чтец: (видео) Соня Гурвич случайно напоролась на фашистов. Бежала она по дважды пройденному пути, ничего не боясь - место ведь знакомое, торопилась принести старшине Васкову забытый на пеньке кисет, махорку, проклятую махорку. Бежала и понять не успела, что произошло, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце. Понять успела, не успела крикнуть, потому что не достал нож до ее сердца с первого удара… Две узких дырочки виднелись на Сониной гимнастерке: одна в грудь, другая пониже – в сердце.

3 чтец: (видео) Немцы шли молча, осторожно выставив автоматы. Васков только и успел толкнул Галю Четвертак в кусты, шепнув: “Замри!” Сам за валун упал, поймал Васков взгляд Гали– и словно оборвалось в нем что-то: боится она, боится изнутри. А перед глазами Гали в это время всплыло лицо Сони. Она до дурноты чувствовала тяжелый запах её крови, и это поднимало страх. С громким криком, полным ужаса, Галя выскочила из кустов, метнулась наперерез диверсантам, ничего не видя и не понимая. Короткая автоматная очередь... Последний крик зенитчицы затерялся в жутком хрипе, а ноги еще будто бежали, бились и бились, вонзаясь в мох.

4 чтец: (видео) Женька всегда верила в себя. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от раненой Риты. Ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в девятнадцать лет... А немцы ранили ее вслепую, она могла бы затаиться, переждать. Но она стреляла ,.. стреляла до последнего патрона, уже не пытаясь убежать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Фашисты добили Женю в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти красивое лицо.

5 чтец: (видео). Рита знала, что ее рана в живот смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только всё сильнее пекло в животе, и хотелось постоянно пить. Сын у меня…Алик…один он остался.. Васков всё понял. Уйдя в разведку, оставил ей наган, два патрона в нём: всё-таки спокойнее с ним… Старшина скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый выстрел. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошИнки густо окаймили пулевое отверстие… (Чтецы уходят-девушки остаются в чёрных накидках)

Васков: (Покачиваясь и оступаясь, очень медленно, выходит на самый край сцены (Танец с черными тканями исполняют ученицы 6 класса + девочки-зенитчицы (сбрасывают чёрные накидки) и вместе испоняют танец с белыми тканями)

(аудиоголос+ видео) Васков шел к избе, он знал- там затаились немцы. Сил уже не было, только горе, горе и ненависть. Он рванул дверь и крикнул. Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли фашисты, в мыслях представить даже, что он один, на много верст он – один против них с гранатой. Не вмещалось это в их фашистские мозги и потому на пол легли, мордами вниз, и повязали друг друга ремнями.

Васков: Хенде хох! Лягайте! Ну, лягайте! Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять! Пять девушек было всего, всего пятеро! … (злобно смеясь; взгляд глубоко в зал) А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете! Лично, каждого убью! Убью! Каждого гада убью! А там пусть судят меня, пусть судят, пусть… (вытирает глаза)

(аудиоголос) Тот последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие спины, сознание уходило, и чудились ему его девчата, все пятеро, а он всё время шептал что-то и горестно качал головой. Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, сильно шатало. И ничего он не видел, кроме этих фашистских спин, и об одном только думал: успеть выстрелить, если вдруг сознание потеряет. А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец. И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. Русские… (видео у памятника)

Исполняется песня «Давным - давно была война» (вокальная группа школы)

    

III. Таким образом, «Театральный «ЮНЭК» это:

1. Патриотическое и нравственное воспитание. Мы помним: «Патриотами не рождаются, патриотами становятся!»

2. Самооценка и уверенность, умение перевоплотиться.

3. Дружба и согласованность, поддержка и желание.

4. Открытие и познание себя, преодоление внутренних страхов и стеснения.

5. Одновременно развитие и обучение.

6. Театрализованные игры - возможность различать интонации и эмоции, мимику и жесты, а значит, лучше понимать людей.

 

В школьной постановке приняли участие:

 

8 учеников - роли по сценарию

5 учеников - чтецы

9 учеников - три танцевальные зарисовки

 

Песни и исполнители:

 

«Священная война» - хор мальчиков 5 - 8 классов

«Катюша» - вокальная группа школы

«На позиции девушка провожала бойца» - девочки 10 класса

«Эх, дороги» - 4 класс

«Журавли» - 5 класс

«Давным - давно была война» - вокальная группа школы.